пятница, 4 марта 2011 г.

Психи и Мозгоправы

В стало за последние лет 10-15 куда не попадя пихать такую дисциплину, как психология и в школу и в институт. В гуманитарных институтах, на специальностях, которые предполагают общение с людьми, психических дисциплин уйма. Да, а как бы в этом ничего плохого нет, пока «психо-» не появляется в названии специальности, специализации или выпускающей кафедры (собственно у меня также, к счастью у наших ректоров хватило ума потом сменить название кафедры на нормальное). Вот тогда начинает идиотизм! Почему-то всех сразу тянет заниматься психодиагностикой и психотерапией. Вас психологии не для этого, а для того, что бы вы строили в производственной среде гармоничные отношения, могли выявить потенциально-конфликтного и проблемного человека при приеме на работу и т.д. Но не в компетенции, такого «специалиста» проводить диагностику или какую-либо терапию.
Получается парадоксальная ситуация с одной стороны психологов, как собак не резаных, а с другой толковых и нет (((. Такие «специалисты» напрочь убивают доверие к профессии. Многим бы людям не помешало бы психологическая консультация, но страшно, как бы мозгоправ хуже не сделал. Мой, например, опыт исключительно негативный.
Первый раз с психологом общалась в школе. Была только введена такая должность «психолог» и самые смелые пошли к нему знакомится и я в их числе. Тема для разговора была – не складываются отношения с учителем математике. Шли мы вместе с подружкой, на выходе из кабенета встретили девчонку с истерикой… В последствии выяснилось, что в тот день у психолога побывало около 15 человек здоровых, счастливых, без каких либо особых проблем, хорошо учащихся и все ушли в истерике.
Следующий раз встретилась с психологом в неформальной тусовке. Парень учился на стоматолога и неуклюже практиковался в психиатрии. Случился с ним такой диалог
- Ты стоматолог, а не психиатр, вот и ковыряйся в зубах, а не в мозгах!
- Да, но курс психиатрии я тоже изучал!
- Если тебя в школе учили прыгать, это не значит, что ты можешь учить прыгать, тех кто делает это профессионально.
И пол беды, когда речь идет о диагностике. Поставить диагноз и я подруге могу, но донести политкорректно этот диагноз до ее сознания и дать совет – это уж нет…. мне не под силу, а самое главное, что не только мне, но и многим самоназваным психологам тоже.
Вот понимаю, что пора бы и мне добраться до мозгоправа, и перестать ныть и забивать друзьям голову проблемами половина из которых существуют только в моей голове. Но с учетом предыдущего негативного опыта боюсь! Так вот пытаюсь разобраться, что такое реальный мозгоправ.
Иерархия мозгоправов от низшего к высшего.

1. Специальность 020400 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии.

Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
o диагностическую и коррекционную;
o экспертную и консультативную;
o учебно-воспитательную;
o научно-исследовательскую;
o культурно-просветительную.
Образовательный стандарт http://www.humanities.edu.ru/db/msg/56105
Образование не медицинское!
Специалисты с медицинским образованием:
2. Клинический-психолог
Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:
– диагностическую;
– экспертную;
– коррекционную;
– профилактическую,
– реабилитационную,
– консультативную,
– научно-исследовательскую;
– культурно-просветительную;
– учебно-воспитательную.
Образовательный стандарт http://www.psyinst.ru/page.php?p=808
3. Психиатр. Дело темное. Из интерната удалось понять, что специалист с высшим медицинским
образованием по специальности «лечебное дело» или «педиатрия»,
прошедший подготовку по специальности «психиатрия» в интернатуре,
клинической ординатуре. Хотя образовательного стандарта и вообще никаких нормативных документов. Однако, такая специальность действительно существует.
4. Врач-психотерапевт – специалист с высшим медицинским
образованием по специальности «лечебное дело» или «педиатрия»,
прошедший подготовку по специальности «психиатрия» в интернатуре,
клинической ординатуре, а также прошедший профессиональную
переподготовку либо клиническую ординатуру по психотерапии в
медицинском образовательном учреждении высшего или дополнительного
профессионального образования либо в профильных научно-
исследовательских медицинских институтах в соответствии с
требованиями к образовательному стандарту, типовой программой и
учебным планом профессиональной переподготовки, утвержденными в
установленном порядке. http://bestpravo.ru/fed2003/data03/tex14690.htm
Квалификационная иерархия:
Специальность
Квалификация
Специальность и квалификация – то что определено в гос. стандартах, и общепринято.
Специализация – дополнительная программа + к гос. стандарту, определяемая самим вузом. Специализация указывается в приложении к диплому. Т.к. специализация – утверждается самим вузом, то в ее названии могут быть написаны любые красивые слова. Не следует путать специальность и специализацию. Слова очень похожие, но значимость их различна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий